извиняюсь что нету картинок. Самые известные галеоны
Галеон «San Esteban», 1554 г.
Испанские галеоны, построенные в середине XVI в., более походит на нефы, каравеллы и карраки, составлявших основу испанского торгового флота, так как у него отсутствует высокий ют, характерный для более поздних галеонов. Наши знания о ранних галеонах основываются на трех источниках: рисунках того времени, моделях и археологических данных. Для реконструкции галеона мы воспользовались всеми тремя источниками.
Покинув Вера-Крус в Мексике и взяв курс на Гавану, эскадра 1554 года попала в ураган. Несколько кораблей погибло, в том числе и галеон «San Estebann. Вместе с галеоном на дно ушли два миллиона серебряных песо. Часть экипажа сумела спастись, но почти все погибли на пути к ближайшему испанскому поселению. В районе Падре-Айленду берегов Техаса в 1960-х гг. были обнаружены три затонувших корабля. Археологи из Техасского университета провели археологическую операцию на месте находки. Корабли удалось идентифицировать как «San Esteban», «Santa Maria de Yciar» и «Espirito Santo». Все они входили в состав злосчастного флота 1554 года. Из воды поднят фрагменты корпуса, которые сравнили с известной моделью галеона, датированной 1540 г. Удалось найти несколько совпадений, что доказало адекватность модели.
На месте катастрофы удалось обнаружить несколько бомбардетт - кованных железных казнозарядных пушек, установленных на двухколесных деревянных лафетах.
Галеон «San Mateo»
Сражение у Азорских островов 1582 г., по-видимому, было первым крупным морским сражением, произошедшим в открытом море. Когда в 1580 году Испания оккупировала Португалию, только Азорские острова сохранили независимость. В 1580 г. Франция отправила флот под командованием наемного адмирала Филипо Строцци на помощь островам. В ответ Испания отправила к Азорам свой флот. Испанским флотом командовал капитан-генерал дон Алваро де Базан, маркиз де Санта-Крус. Два флота встретились в 18 милях к югу от острова Сан-Мигел 26 июля. Иногда сражение называют по названию ближайшего порта - Понта-Дел-гада. У Строцци в распоряжении было 40 кораблей, тогда как у де Базана - только 21. Кроме того, каждый флот располагал эскадрой транспортных судов. Французы начали сражение, зайдя половиной своего флота испанцам в тыл. Хотя у французов было почти двукратное численное превосходство, де Базан суме! атаковать французов всеми силами своего флота, что позволило ему сравнять неравенство. Главную ударную силу испанского флота составлял галеон «San Maleo», построенный в Португалии. Галеон водоизмещением 750 испанских тонн нес около 30 пушек. Хотя галеон брали на абордаж сразу несколько французских кораблей, испанская пехота, находившаяся на борту галеона, сумела отразить все атаки. Более того, испанцы перейти в контратаку и занят два французских корабля. На этом сражение завершилось. Де Базан одержал громкую победу над численно превосходящим противником. Испанцы захватили десять кораблей противника. Французский флот покинул Азорские острова. На следующий год испанская пехота высадилась на Азорах и овладела островами. На рисунке галеон «San Mateo» изображен в состоянии сразу после боя.
Галеон «San Juan Bautista», 1588 г.
В походе Непобедимой Армады 1588 г. участвовали 22 галеона. Название «San Juan Bautista» несли два корабля эскадры, в том числе галеон, изображенный здесь. На галеоне держал флаг адмирал кастильской эскадры. Это был современный корабль водоизмещением 750 испанских тонн, экипажем 296 человек (в том числе солдаты) и вооружением 24 пушки (не считая берсо). Когда армада вошла в Ла-Манш, галеоны выделили из состава их эскадр и сформировали из них ударный отряд. Этот ударный отряд прикрывал остальные силы армады, поэтому участвовал во всех крупных сражениях кампанииВо время сражения у Грейвлайнза (8-9 августа) этот галеон вместе с четырьмя другими кораблями своего класса и флагманом «San Martin» вступили в бой с основными силами английского флота. Сражение длилось целый день, палуба галеона была буквально залита кровью. Но галеон не только уцелел в сражении, но и успешно вернулся домой. Галеон «San Juan Bautista» был построен для американского флота, он имел сравнительно невысокий профиль. Кроме того, он нес сравнительно слабое пушечное вооружение, обычное для американских галеонов. Прежде чем галеон покинул в 1588 г. Лиссабон, он получил дополнительное вооружение в виде дюжины берсо разных калибров.
На врезке изображена берсо, обнаруженная на месте гибели корабля «La Trinidad Valencera», также входившего в состав Непобедимой Армады.
Галеон «Nuestra Senora de Atochan, 1622 г.
Галеон «Nuestra Senora de Atochan был построен в Гаване в 1618 г. и предназначался для американского флота. Это был сравнительно небольшой корабль водоизмещением чуть больше 500 испанских тонн. Экипаж галеона не превышал 200 человек (в том числе 90 солдат), а его вооружение состояло из 20 тяжелых пушек и четырех-восьми берсо. Этот галеон стал одним из трех кораблей своего класса, затонувших в сентябре 1622 года из-за урагана. В катастрофе погибли все 50 находившихся на борту пассажиров, спастись удаюсь только четырем членам экипажа. Хотя в последующие десятилетия неоднократно предпринимались попытки поднять затонувшие вместе с кораблем сокровища, долгое время миллион серебряных песо и 20 тонн серебряных слитков, золота и изумрудов оставались лежать на дне в районе островов Флорида-Кис.
В 1985 г. охотник за сокровищами Мел Фишер обнаружил обломки двух галеонов: «Nuestra Senora de Antocha» и «Sanla Margarita)). Небольшой отряд археологов и аквалангистов провели исследование обломков, регистрируя все. что удавалось поднять па борт. В числе находок значатся крупный фрагмент нижней части
кормы, по которой удалось точно идентифицировать корабль. Нашу реконструкцию мы провели по документам, найденным в испанских архивах. Как и все корабли кубинской постройки, галеон отличался от своих испанских систер-шипов тем, что был изготовлен из красного дерева, а не дуба. Анализ обломков показал, что постройка корабля велась с нарушением технологии, вероятно из-за желания кораблестроителей сэкономить. В результате судостроители подверглись судебному иску. Возможно, гибель галеона в какой-то степени определялась недостатками его конструкции.
Галеон «San Felipe», 1629 г.
В райках программы привлечения частных кораблестроителей, баскский дворянин Мартин де Арана построил для короны шесть галеонов в 1625-1628 гг. Это были галеоны «San Felipe», «Nueslra Senora de Begonan (оба 610 тонн), «Los Tres Reyes», «San Juan Baplista» (оба 450 тонн), а также «San Sehastian» и «Santiago» (оба 330 тонн). Все эти галеоны вошли в состав океанской армады и сыграли заметную роль на протяжении следующих десятилетий. Галеон «San Felipe», названный в честь Филиппа IV, имел 31,1 м в длину, 10 м ширину в миделе, его вооружение состоят из 24 пушек. За время службы галеон плавал на Карибы в составе американских конвоев, а также служа! в составе португальской эскадры в составе океанского флота во время войны с Францией. Галеону даже довелось поучаствовать в сражении при Даунзе, и уцелеть при этом. Это была типичная «рабочая лошадка» испанского флота вплоть до середины XVII в. На врезке показана литая бронзовая средняя кулеврина. Такую пушку удалось обнаружить на месте гибели галеона ((Nuestra Senora de Atocha», затонувшего в 1622 году. Пушка украшена гербом Филиппа III, а также картушем с именем его изготовителя. Пушка установлена на двухколесном лафете, похожем на те, что использовались в сухопутной артиллерии. Пушка такого типа обслуживалась расчетом из шести-восьми человек, но неудобный лафет затруднял непрерывный огонь из пушки.
Галеон << Santa Teresa» в сражении при Даунсе, 1639 г.
Вышедшая в сентябре 1639 г. против Голландии армада дона Антонио де Окендо насчитывала 67 кораблей разных типов, раздеченных на семь эскадр. Одна из эскадр была приписана к порту Ла-Корунья, она состоят из восьми кораблей разных типов, в том числе четырех галеонов. Командовал эскадрой дон Лопе де Осес, занимавший также должность заместителя командующего армадой. Его корабль был 1100-тонным галеоном «Santa Teresa», вооруженным 36 пушками. 21 октября 1639года, на втором этапе сражения при Даун-се, голландский флот атаковал испанцев. Сражение шло в довольно плотном тумане. Испанские корабли прижимались к дружественному английскому побережью, но «Santa Teresa» оказалась отрезанной от основных сил восемью голландскими кораблями, начавшими одновременную атаку. При поддержке галеона «San ГеНре» дон Лопе де Осес долгое время сдерживал действия голландцев, пока те не пустили брандеры. В безветренную погоду галеон не смог активно маневрировать, поэтому один брандер сумел столкнуться с галеоном. На корабле начался пожар. Испанские канониры продолжали стрельбу до тех пор, пока артиперийскую палубу не охватил огонь. Дон Лопе покинул галеон, уводя с собой 500 человек из 600 членов экипажа. Здесь изображен апогей сражения, когда голландские брандеры вынырнули из тумана.
Галеон «Nuestra Senora de la Рига у Limpia Conception)), 1641 года
Один из последних настоящих испанских галеонов «Nuestra Senora de la Рига у Limpia Conception)) был спущен на воду в 1620 г. в Гаванс как нао, а в 1639 г. прошел передачку в галеон. В дальнейшем корабль охраняч испанские суда в Иовом Свете. Если англичане и французы предпочитали давать своим кораблям секулярные имена («Victoria)> или «Triumph», например), испанцы предпочитали давать кораблям имена святых (начало со слова San или Santa в зависимости от пола святого) или Богородицы (в начале названия Nuestra Senora). Галеон «Nuestra Senora de la Рига у Limpia Conception)) был 600-тонным 36-пушечным кораблем. Длина по ватерлинии 42 м, экипаж 250 моряков и солдат. К моменту передачки корабля на испанском флоте уже наметилась тенденция к уменьшению высоты юта, хотя при этом юты испанских кораблей оставались все равно выше, чему кораблей постройки других европейских государств. Таким образом, этот галеон можно привести как пример последнего этапа развития галеонов. Уже после 1650 года Испания начала строить корабли французского и голландского образца. Новые корабли представляли собой линейные корабли с низкими надстройками и тяжелыми бортовыми батареями. Галеоп «Nuestra Senora de la Рига у Limpia Сопсерсюп» продолжал службу в Америке до 1641 г., когда корабль погиб во время урагана у берегов Испаньолы (в настоящее время Доминиканская республика). Уже в конце XVII в. английские охотники за сокровищами определит место крушения корабля и извлекли па поверхность большую часть его золотого и серебряного груза. На врезке изображена новая литая железная пушка, появившаяся на вооружении испанских кораблей в середине XVII века. Это 24-фунтовая пушка-канон, отлитая в Льерганесе под Сантандером около 1637 года. Корабль с этой пушкой на борту пошел на дно в районе Багамских островов в 1656 году. Пушка имеет четырехколесный компактный лафет, появившийся на испанских кораблях в 1630/40-ее гг.