Главная | Мой профиль | Выход

Понедельник, 06.05.2024, 19:46
Добро пожаловать в Бухту Белтропа, Гость | Группа "Гости" | RSS
[ Новые сообщения · Жители Бухты · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Stas_Beltrop, Moonsnaiper  
В бухте Белтропа » Корсары - это жизнь! » Корабли » Виды кораблей до XV века (Узнаём какие корабли плавали и строились, от первых до XV в)
Виды кораблей до XV века
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:15 | Сообщение # 16
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Английский купеческий корабль (кон. XIV в.). Общий вид

Корабль, относящийся к классу коггов. Изображение обнаружено на печати графа Эд.Рутланда (1395 г.). По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась через центр бочкообразная марсовая площадка. Навесной кормовой руль, большой прямой парус с гербами города и владельца и прочная мачта, составленная из нескольких брусьев, стянутых канатами, подчеркивали добротность корабля. Когги были достаточно мореходными судами. Короткий бушприт (1) использовался для проводки булиней (2), оттягивающих наветренную шкаторину (3) паруса.

Массивные шпангоуты со шпацией (4) около 0,5 м, дубовая обшивка внакрой толщиной около 50 мм были характерны для этих судов. Палуба настилалась на бимсах, концы которых часто выводились наружу, через обшивку. Подобного типа суда применялись и ганзейскими купцами.

1. Бушприт – горизонтальный или несколько наклонный брус, выдающийся впереди форштевня.

2. Булинь – снасть, расположенная у нижних парусов.

3. Шкаторина – кромка паруса, обшитая гибким тросом.

4. Шпация – расстояние между двумя соседними шпангоутами.

Прикрепления: 5851817.jpg (49.3 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:16 | Сообщение # 17
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Древняя китайская джонка. Общий вид

Судостроение Китая, по мнению многих историков, зародилось раньше, чем в Египте. На своих судах китайцы совершали и дальние плавания. До наших дней дошли довольно достоверные сведения о плавании китайцев в заморскую страну Фузан, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за несколько тысячелетий до н.э. В Китае было создано более 300 видов джонок, неказистых с виду, с парусами из циновок, но исключительно мореходных судов. Сохранившиеся и доныне, они поражают своей мореходность. вместительностью и практичностью. Все они – вне зависимости от назначения – конструктивно были очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из тростника. Как и в Европе, на скулах возле форштевня часто рисовались глаза. Надстройки в корме несколько выступали за корпус. В них размещался экипаж, находилась провизия. Упоминаются джонки, вмещавшие 1000 человек.

Конструкция джонки настолько рациональна, что почти без изменений просуществовала до нашего времени.

Прикрепления: 0586139.jpg (49.0 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:27 | Сообщение # 18
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
. Греческая бирема

В архаический период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространенными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник"). Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям (см.) и особого внимания не заслуживает.

Пентеконтор представлял собой одноярусное гребное судно, приводимое в движение пятью десятками весел – по 25 с каждой стороны. Исходя из того, что расстояние между гребцами не может быть меньше 1 м, следует оценить длину гребной секции в 25 м. К этому имеет смысл добавить также приблизительно по 3 м на носовую и кормовую секции. Таким образом, общая длина пентеконтора может быть оценена в 28-33 м. Ширина пентеконтора приблизительно 4 м, макс.скорость – ок. 9.5 узлов (17.5 км/ч).

Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта), открытыми судами. Однако иногда строились и палубные (греч. катафракта) пентеконторы. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника и, кроме того, увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников и пращников, способных помочь в бою с неприятельским кораблем.

Первоначально пентеконтор предназначался в основном для "самоперевозки" войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя на берег, вели войну, ради которой приплыли в Троаду ли, на Крит ли (см. "Илиада", "Одиссея", "Аргонавтика"). Иными словами, пентеконтор не был кораблем, специально предназначенным для уничтожения других кораблей, а являлся скорее быстроходным войсковым транспортом. (Точно так же как дракары викингов и лодьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники.)

Появление на пентеконторах тарана означает, что в определенный момент противоборствующие города-государства и коалиции Эгейского бассейна приходят к мысли, что хорошо бы топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы.

Для боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия, критическими являются следующие факторы:

– маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля и стремительный уход из-под ответного удара;

– максимальная скорость, от которой зависит кинетическая энергия корабля и, соответственно, мощь таранного удара;

– защищенность от неприятельских таранных ударов.

Чтобы повысить скорость, нужно увеличить количество гребцов и улучшить гидродинамику судна. Однако на одноярусном корабле, каким являлся пентеконтор, увеличение количества гребцов на 2 (по одному на каждый борт) ведет к тому, что длина корабля возрастает на 1 м. Каждый лишний метр длины в отсутствие качественных материалов ведет к резкому повышению вероятности того, что корабль сломается на волнах. Так, согласно расчетам, длина в 35 м весьма критична для кораблей, построенных по тем технологиям, которые могли себе позволить средиземноморские цивилизации XII-VII вв. до н.э.

Таким образом, удлиняя корабль, необходимо усиливать его конструкцию все новыми элементами, что утяжеляет его и тем самым сводит на нет преимущества от размещения дополнительных гребцов. С другой стороны, чем корабль длиннее, тем больше радиус его циркуляции, то есть тем ниже маневренность. И, наконец, с третьей стороны, чем корабль длиннее в целом, тем длиннее, в частности, и его подводная часть, которая является наиболее уязвимым местом для удара неприятельских таранов.

Греческие и финикийские кораблестроители в таких условиях приняли изящное решение. Если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Благодаря этому количество гребцов удалось удвоить, не повышая сколько-нибудь существенно длины судна. Так появилась бирема.

Ранняя греческая бирема

Побочным эффектом от добавления второго яруса гребцов стало повышение защищенности корабля. Чтобы протаранить бирему, форштевню неприятельского корабля требовалось преодолеть сопротивление в два раза большего количества весел, чем прежде.

Удвоение количества гребцов привело к тому, что повысились требования к синхронизации движения весел. Каждый гребец должен был уметь очень четко выдерживать ритм гребли, чтобы бирема не превратилась в сороконожку, запутавшуюся в собственных ногах-веслах. Вот почему в Античности почти не использовались пресловутые "галерные рабы". Все гребцы были вольнонаемными и, кстати, зарабатывали во время войны столько же, сколько профессиональные солдаты – гоплиты.

Только в III в. до н.э., когда у римлян во время Пунических войн из-за высоких потерь возник дефицит в гребцах, они использовали на своих больших кораблях рабов и преступников, приговоренных за долги (но не уголовников!). Однако, во-первых, использовали только после предварительного обучения. И, во-вторых, римляне обещали всем гребцам-невольникам свободу и честно свое обещание выполняли по окончании боевых действий. Кстати, ни о каких кнутах и бичах речи вообще быть не могло.

Появлению же образа "галерных рабов" мы в действительности обязаны венецианским, генуэзским и шведским галерам XV-XVIII вв. Они имели другую конструкцию, позволявшую использовать в команде лишь 12-15% процентов профессиональных гребцов, а остальных набирать из каторжан. Но о венецианских галерных технологиях "a scalocio" и "a terzaruola" будет рассказано позднее в другой статье.

Появление первых бирем у финикийцев обычно датируют началом, а у греков – концом VIII в. до н.э. Биремы строились как в палубном, так и в беспалубном вариантах.

Бирему можно признать первым кораблем, специально разработанным и построенным для уничтожения морских целей противника. Гребцы биремы практически никогда не были профессиональными воинами (как гоплиты), но являлись вполне профессиональными моряками. Кроме этого, во время абордажного боя на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование.

Легко представить себе, что встреча биремы VIII в. (с 12-20 гоплитами, 10-12 моряками и сотней гребцов на борту) с пентеконтором времен Троянской войны (с 50 гоплитами-гребцами) была бы плачевна для последнего. Несмотря на то, что пентеконтор имел на борту 50 воинов против 12-20, его команда в большинстве случаев не смогла бы использовать свое численное превосходство. Более высокий борт биремы препятствовал бы абордажному бою, а таранный удар бирема–>пентеконтор был эффективнее по поражающему воздействию в 1,5-3 раза, чем удар пентеконтор–>бирема.

Кроме этого, если пентеконтор маневрирует с целью зайти биреме в борт, то следует предположить, что все его гоплиты заняты на веслах. В то время как по меньшей мере 12-20 гоплитов биремы могут осыпать неприятеля метательными снарядами.

Благодаря своим очевидным преимуществам, бирема быстро становится очень распространенным типом корабля Средиземноморья и на многие века прочно занимает позиции легкого крейсера всех крупных флотов (хотя на момент своего возникновения бирема была просто-таки супердредноутом). Ну а нишу тяжелого крейсера спустя два века займет триера – самый массовый, самый типичный корабль классической Античности.

Поскольку первый, принципиально важный шаг от монеры (одноярусника) к полиреме (многояруснику) уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, перейти от биремы к триере оказалось значительно проще.

. Ранняя греческая триера. Проекции

Согласно Фукидиду, первая триера была построена ок.650 г. до н.э. Триера является дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля, имеет три яруса весел и длину до 42 м.

Длина в 35-40 метров достаточно критична даже для усовершенствованных узких деревянных конструкций, лишенных мощного продольного набора (стрингеров). Однако логика гонки вооружений заключается в том, чтобы доходить до самых краевых, самых опасных значений всех технологических параметров военной техники. Поэтому длина триеры подобралась к 40 м и у этой отметки колебалась всю свою долгую историю.

Типовая греческая триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (т.о., всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст, триерой в целом командовал триерарх.

Гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами. Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (греч.аскома).

Гребцы второго яруса назывались зигитами (32 с каждой стороны). И, наконец, третьего яруса – транитами. Весла зигитов и транитов проходили через порты в парадосе – специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях римского флота.

Вопреки кажимости, весла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Дело в том, что если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.

Триера была весьма узким кораблем. На уровне ватерлинии она имела ширину около 5 м, что при длине в 35 м дает соотношение длины к ширине 7:1, а при длине 40 м – 8:1. Впрочем, если мерить по ширине палубы или тем более по ширине триеры вместе с парадосом, то есть по максимальному габариту с убранными веслами, то это отношение падает до 5,5-6:1.
Греческая беспалубная триера со сквозным проходом. Проекции


Длину весел оценивают в 4-4,5 м. (Что, для сравнения, на 1,5-2 м короче, чем сариссы шестой шеренги македонской фаланги.) Относительно скорости триеры существует самые разные мнения. Скептики называют 7-8 узлов максимум. Оптимисты говорят, что удачно построенная триера с отличными гребцами могла держать крейсерскую скорость 9 узлов на протяжении 24 часов. (В предположении, видимо, что каждые восемь часов гребцы одного яруса отдыхают, а двух других – гребут.) Фантасты изобретают немыслимые скорости в 18-20 узлов, что является пределом мечтаний и для броненосца времен русско-японской войны (1904-1905 гг., 14-19 узлов).

Современная реконструкция триеры ("Олимпия") пока что не смогла выжать больше 7 узлов, на чем и основаны доводы скептиков. Я, правда, считаю, что реконструкция – это еще не конструкция. То, что современные англичане сработали электромолотком и киберзубилом ради собственного удовольствия – совсем не то же самое, что проделывали греки тысячу раз ради процветания Афинской Архэ. Готов допустить, что триера с пирейским заводским номером 1001 могла выжать 10 узлов при деятельном содействии Нептуна, а при благосклонности всех олимпийцев и невмешательстве злокозненной Геры достичь божественных 12-ти.

Так или иначе, опыты с "Олимпией" показали: несмотря на невысокую скорость, триера была достаточно энерговооруженным кораблем. Из неподвижного состояния она достигает половины максимальной скорости за 8 секунд, а полного максимума – за 30. Тот же броненосец 1905 г. мог разводить пары 3-6 часов. И это ради того, чтобы просто тронуться с места!

Как и более поздние римские корабли, греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.

Триеры не имели стационарных мачт, но почти все были оснащены одной-двумя (по некоторым источникам, иногда тремя) съемными мачтами. При попутном ветре они быстро монтировались усилиями матросов. Центральная мачта устанавливалась вертикально и растягивалась для устойчивости тросами. Носовая, предназначенная для небольшого паруса (греч.артемон), устанавливалась наклонно, с опорой на акростоль. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме.

Иногда триеры оптимизировались не для морских сражений, а для транспортных перевозок. Такие триеры назывались гоплитагагос (для пехоты) и гиппагагос (для лошадей). Принципиально они ничем не отличались от обычных, но имели усиленную палубу и, в случае гиппагагос, более высокий фальшборт и дополнительные широкие сходни для лошадей.

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). Одиночно и в составе небольших эскадр они могли выполнять крейсерские функции, то есть вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и транспортные суда, доставлять особо важные посольства и разорять вражеское побережье. А в крупных сражениях главных сил флота (Саламин, Эгоспотамы) триеры и биремы выступали как линейные корабли, то есть использовались в линейных построениях (2-4 линии по 15-100 кораблей) и боролись с себе подобными по классу целями.

При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы), наследники архаических триаконторов и пентеконторов.

Поздний греческий пентеконтор

Наиболее крупным кораблем, построенным в Античности, считается полумифическая тессераконтера (иногда просто "тессера"), которая была создана в Египте по приказанию Птолемея Филопатора. Якобы она достигала 122 м длины и 15 м ширины, несла 4000 гребцов и 3000 воинов. Некоторые исследователи полагают, что это скорее всего был огромный двухкорпусный катамаран, между корпусами которого была сооружена грандиозная площадка для метательных машин и воинов. Что же касается гребцов, то, скорее всего, на каждое грандиозное весло этой плавучей крепости приходилось по 10 человек.

Прикрепления: 7247512.jpg (43.4 Kb) · 7903416.jpg (24.2 Kb) · 7285579.jpg (6.9 Kb) · 3031984.gif (17.0 Kb) · 8083288.gif (4.0 Kb) · 5482996.jpg (33.3 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:31 | Сообщение # 19
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Греческая бирема (ок. 600 г. до н.э.). Общий вид

Эти узкие и стремительные суда строились без шпангоутов, по наружным шаблонам, с креплением обшивки нагелями. Подобная технология уже применялась на египетских судах, однако греки усовершенствовали её и начали использовать круглые нагели, оба конца которых надпиливались. В такой распил вбивались небольшие деревянные клинья, изготовленные из акации, сливы или терна. Затем нагели вставлялись таким образом, чтобы клинья располагались поперек волокна. Тем самым доски обшивки вплотную пригонялись друг к другу.

Таран обычно крепился к килевому брусу и выполнялся в виде трезубца или кабаньей головы. Форштевень в верхней части тарана имел клюз, в который заводился прочный трос, для соединения нескольких судов при сомкнутой атаке.

Изображенная бирема имела на носу решетчатый фальшборт, а весла гребцов верхнего ряда опирались на вынесенные за борт стойки. Весла гребцов нижнего ряда вставлялись в отверстия в борту, от проникновения воды отверстия защищались кожаными манжетами. По борту проходил кринолин, настил которого лежал на удлиненных бимсах, свободные концы их поддерживались наклонными опорами.

Этот тип кораблей часто оснащался дополнительным третьим рядом весел и использовался как триеры. Именно биремы и триеры сыграли главную роль в победе эллинов над огромным флотом персов в Саламинском сражении.

Эсхил, "Персы" (отрывок)

Гонец

"Приказу подчинились, как положено.
Был приготовлен ужин, и к уключинам
Приладить весла каждый поспешил гребец.
Затем, когда последний солнца луч погас
И ночь настала, все гребцы и воины
С оружьем, как один, на корабли взошли,
И корабли, построясь, перекликнулись.
И вот, держась порядка, что указан был,
Уходит в море и в бессонном плаванье
Несет исправно службу корабельный люд.
И ночь минула. Но нигде не сделали
Попытки греки тайно обойти заслон.
Когда же землю снова белоконное
Светило дня сияньем ярким залило,
Раздался в стане греков шум ликующий,
На песнь похожий. И ему ответили
Гремящим отголоском скалы острова,
И сразу страхом сбитых с толку варваров
Прошибло. Не о бегстве греки думали,
Торжественную песню запевая ту,
А шли на битву с беззаветным мужеством,
И рев трубы отвагой зажигал сердца.
Соленую пучину дружно вспенили
Согласные удары вёсел греческих,
И вскоре мы воочью увидали всех;
Шло впереди, прекрасным строем, правое
Крыло, а дальше горделиво следовал
Весь флот. И отовсюду одновременно
Раздался клич могучий: "Дети эллинов,
В бой за свободу родины! Детей и жен
Освободите и родных богов дома,
И прадедов могилы! Бой за все идет!"
Персидской речи нашей монотонный гул
На клич ответил. Медлить тут нельзя было,
Корабль обитым медью носом тотчас же
В корабль ударил. Греки приступ начали,
Тараном финикийцу проломив корму,
И тут же друг на друга корабли пошли.
Сначала удавалось персам сдерживать
Напор. Когда же в узком месте множество
Судов скопилось, никому никто помочь
Не мог и клювы направляли медные,
Свои в своих же, весла и гребцов круша.
А греки кораблями, как задумали,
Нас окружили. Моря видно не было
Из-за обломков, из-за опрокинутых
Судов и бездыханных тел, и трупами
Покрыты были отмели и берег сплошь.
Найти спасенье в бегстве беспорядочном
Весь уцелевший варварский пытался флот,
Но греки персов, словно рыбаки тунцов,
Кто чем попало, досками, обломками
Судов и весел били. Крики ужаса
И вопли оглашали даль соленую,
Покуда око ночи не сокрыло нас.
Всех бед, веди я даже десять дней подряд
Рассказ печальный, мне не перечислить, нет.
Одно тебе скажу я: никогда еще
Не гибло за день столько на земле людей."

Прикрепления: 5789656.jpg (24.2 Kb) · 5685566.jpg (32.1 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:34 | Сообщение # 20
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Египетский боевой корабль (ок. 1200 г. до н.э.). Общий вид

Корабль имеет довольно вытянутый корпус с прочным поперечным набором, опирающимся на мощный килевой брус. Это позволило египетским морякам отказаться от продольной стяжки канатом, характерной для торговых судов. Килевой брус в носовой части оканчивается бронзовым тараном в виде львиной головы. На далеко выступающем ахтерштевне крепится одно, но крупное, рулевое весло. Дополнительную прочность корпусу придают банки от борта до борта. Гребцы прикрыты от стрел 80-сантиметровым фальшбортом.

По оконечностям судна жестко крепились огражденные площадки для лучников, которые располагались также и в плетеной корзине на топе мачты. "Страшные лучники Айгюптоса", воспетые Иваном Ефремовым в романе "На краю Ойкумены", были вооружены дальнобойными (эффективное поражение 150-160 м) луками и являлись основной ударной силой корабля.

Длина таких судов составляла 30-40 м.

Интересно, что у египтян мы можем наблюдать основные элементы римской морской тактики, которая возникла 9-ю веками позже. Рельефы в храме, расположенном в совр.Мединет Хабу, прославляют победу Рамзеса III над варварами, предпринявшими попытку вторгнуться в Египет ок. 1190 г. до н.э. Рамзес встретил флот "народов моря" в устье Нила. Рельефы изображают тучи стрел и дротиков, которыми египтяне осыпают неприятелей, а также ожесточенные абордажные схватки, в которых примененяются копья и булавы. Таким образом, подобно римлянам, египтяне полагались не на таранные удары, а на истребление противника посредством метательных снарядов и на победу над ним в абордажном бою.

Прикрепления: 6390138.jpg (39.3 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:35 | Сообщение # 21
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Корабль Эгейского моря (Крит). Общий вид

Из народов эвбейских, дышащих морем абантов,

Чад Эретрии, Халкиды, обильной вином Гистиеи,

Живших в Коринфе приморском и в Диуме, граде высоком,

Стир населявших мужей, и народ, обитавший в Каристе,

Вывел и в бой предводил Элефенор, Ареева отрасль,

Сын Халкодонов, начальник нетрепетных духом абантов.

Он предводил сих абантов, на тыле власы лишь растивших,

Воинов пылких, горящих ударами ясневых копий

Медные брони врагов разбивать рукопашно на персях.

Сорок черных судов принеслося за ним к Илиону.

Гомер. Илиада, Песнь 2, 536-545.

Это узкий боевой корабль с далеко выступающим тараном и двумя большими рулевыми веслами на кормовой площадке. В носовой части сооружен помост, над которым крепились вырезанные из дерева рога или щупальца Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил на врагов мощное психическое воздействие.

Длина этих судов колебалась в пределах 20-30 м, ширина составляла 1/6 длины. Из-за довольно высоких стоек-опор весла входили в воду под углом, близким к нормали. Это снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранен на пентеконторах. Изображенный корабль является двадцативесельным, но критяне располагали и более крупными, тридцати-сорокавесельными кораблями. Последние несли большой прямоугольный парус на съемной мачте.

Судя по тому, что Фестский и Кносский дворцы Критского царства не имели оборонительных укреплений, следует предположить, что критяне всецело полагались на свою морскую мощь. Эта точка зрения находит свое подтверждение в мифе о Тезее, который также указывает на морскую мощь как основу гегемонии Критской державы в Эгейском бассейне.

Прикрепления: 7663749.jpg (24.1 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:36 | Сообщение # 22
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Корабль этрусков (VII в. до н.э.). Общий вид

Напоминая формой древние суда финикийцев, эти корабли отличались более крутым изгибом штевней и имели много общего с более поздними судами североевропейских народов. Как и на судах викингов, весла проходили через отверстия в бортах, чем обеспечивалось удобное (низкое) положение гребцов и их защита высоким бортом. Зазоры между веслом и бортом закрывались короткими кожаными рукавами.

Управлялось судно одним рулевым веслом с поперечным румпелем, закрепленным снаружи корпуса на правом борту. Мачта, устанавливаемая в средней части, несла прямой парус с одним реем. По верхним поясам обшивки проходил орнамент в виде стилизованного изображения волны. Ахтерштевень с навешенными по обеим сторонам щитами завершался украшением в виде рыбьего хвоста. Такие же щиты крепились в верхней части форштевня и по всему борту.

В носовой части судна устанавливался проемболон в виде головы барана – конструктивный элемент, защищавший корпус при ударе тараном неприятельского корабля. Боевой металлический таран устанавливался на уровне ватерлинии и крепился к килевой балке. Широкие, высокобортные, с большой седловатостью, корабли этрусков были достаточно мореходны для плавания в Средиземном море.

Прикрепления: 2982762.jpg (49.9 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:37 | Сообщение # 23
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Ассиро-финикийский боевой корабль. Общий вид

26 Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской.

27 И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми;

28 и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону.

Третья Книга Царств, Гл.9

Изображенное судно относится к 1500-1000 гг. до н.э. (по другим, более похожим на правду данным – VIII в. до н.э.) Это довольно узкий, крепко скроенный корабль, с обшивкой вгладь, мощными штевнями и бархоутами, идущими по периметру судна. Палуба для воинов поднята на стойках в виде платформы. Она закрыта фальшбортом, на который навешивались щиты воинов. Массивные кормовое и носовое весла существенно отличали судно от подобных судов того времени. Их наличие позволяло кораблю менять курс на 180 градусов, не разворачиваясь, что значительно увеличивало маневренность.

Кроме того, в бою эти весла прочно скреплялись с корпусом и играли роль таранов. Мачта была съемная. Два ряда весел позволяют отнести этот корабль к классу бирем. Длина его колебалась в пределах 25-35 м, ширина составляла 4-5 м.

Как и другие корабли Средиземноморья, ассиро-финикийский нес на форштевне изображение глаза, что позволяет говорить об универсальном характере этого символа.

Прикрепления: 2392420.jpg (24.1 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:37 | Сообщение # 24
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Финикийская бирема (ок. 700 г. до н.э.). Общий вид

Узкий, вытянутый корпус финикийской биремы состоял как бы из двух этажей. Верхний (на рисунке увешан щитами) был отдан кормчим и воинам. Для увеличения остойчивости корабля финикийцы опустили кринолины на уровень основного корпуса, разместив там ряды гребцов. Окованный бронзой, массивный, выступающий словно рог, таран являлся главным оружием быстроходной биремы.

Традиционное съемное парусное вооружение применялось при попутных ветрах и было типичным для Средиземноморья. Акростоль кормы круто загибался, подобно хвосту скорпиона, а балюстрада боевой площадки прикрывалась щитами воинов, укрепленными вдоль бортов.

Финикийцы считались лучшими моряками своего времени, и многие государства древности часто использовали их как наемников. (См., например, описание Саламинского сражения в трагедии Эсхила "Персы". Интересно, что первым гибнет именно "финикиец".)

На рисунке изображена боевая бирема 700 г. до н.э. Длина – около 30 м. Ширина основного корпуса – ок. 5 м.

Прикрепления: 3897102.jpg (42.7 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:38 | Сообщение # 25
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Пунийский боевой корабль (III в. до н.э.). Общий вид

Как известно, Карфаген являлся финикийской колонией, основанной в сер. VIII в. до н.э. на территории современного Туниса. В тот период финикийцы были самыми искусными кораблестроителями и мореплавателями Средиземноморья. Корабелы Карфагена в целом унаследовали основные отличительные признаки финикийских судов, которые впоследствии, однако, претерпели заметное влияние со стороны греческой корабельной архитектуры.

На момент начала Пунических войн основным типом боевых карфагенских кораблей были квинкверемы, наряду с которыми также широко использовались квадриремы и триремы. Скорее всего, были в составе карфагенского флота и биремы, и обычные однорядные корабли, галеры. Флагманом карфагенского флота был огромный трофейный "семирядник" (септера), отбитый у эпирского царя Пирра во время его нападения на Сицилию.

Реконструкция пунийских (карфагенских) боевых кораблей в значительной степени затруднена тем, что последние представители карфагенских ВМС были добиты в Третью Пуническую войну (149-146 гг. до н.э.) и впоследствии уже не могли служить вдохновению скульпторов, чеканщиков, поэтов или историков. К настоящему моменту пока не удалось обнаружить цельных останков, которые можно было бы однозначно истрактовать как принадлежащие крупным карфагенским кораблям – например, триремам. Несколько обнаруженных в Испании пунийских чеканных изображений носов боевых кораблей с развитыми таранами-трезубцами греко-римского типа позволяют предположить, что они принадлежат триремам или еще более крупным боевым кораблям. Однако однозначно судить об этом невозможно, поскольку весла и другие существенные детали корабельной архитектуры (напр., парадос) "в кадр" не попали.

В 1971 г. в районе древнего Лилибея (крепость на о.Сицилия), где во время Первой Пунической войны шли весьма интенсивные боевые действия, подводные археологические экспедиции обнаружили останки двух пунийских кораблей. Приведенные здесь реконструкции основаны на данных лилибейских артефактов.

Как легко видеть, к особенностям карфагенских кораблей относятся:

– наличие длинного скорпионообразного "хвоста"-акростоля;

– штандарт с дисками (солярные символы?) и полумесяцем;

– грубые обводы корпуса, имеющего при этом достаточно большой коэффициент полноты;

– навешенные на фальшборт щиты;

– простой бивнеобразный таран;

– свинцовая обшивка подводной части корпуса (это заставляет предположить, что реконструкторы пытались передать на данном изображении тяжелый боевой корабль – металлическая обшивка едва ли использовалась на униремах).

$IMAGE3$
$IMAGE4$

Прикрепления: 8938007.jpg (32.3 Kb) · 3172987.jpg (51.5 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.


Сообщение отредактировал Moonsnaiper - Четверг, 05.11.2009, 02:41
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:42 | Сообщение # 26
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Римская галера (нач. II в. н.э.). Общий вид

Редкий тип галеры, так называемая "актуария". Реконструирована по изображению на колонне Траяна. Боевое назначение — разведка, снабжение, посыльная служба и при соответствующей отделке парадные выезды полководцев.

Это сравнительно высокобортный корабль с символическим тараном-трезубцем и кормовым акростолем в виде завитка раковины. Отдельно размещенные группы весел, укрепленные на балконах — кринолинах, — обеспечивали высокую маневренность галеры при плавании в узкостях или между кораблями эскадры.

Кринолины располагались на разном уровне, что позволяло автономно работать каждой группе весел. Ближе к корме находились два мощных рулевых весла. При попутных ветрах галера этого типа иногда несла прямой парус-артемон на съемной наклонной мачте, крепившейся к акростолю.

Прикрепления: 3763295.jpg (38.5 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:44 | Сообщение # 27
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Римская бирема (конец II в. до н.э.). Общий вид

Реконструкция корабля выполнена по барельефу в храме Фортуны в Пренесте, датируемому концом II в. до н.э. (рис. справа). Характерной особенностью судна является узкий кринолин-парадос, служивший не для размещения гребцов, а для защиты бортов. В орнаментальном украшении форштевня предусматривались зажимы для копий. Выше металлического тарана линия форштевня имеет внутренний прогиб, а затем плавно выступает вперед и переходит в массивный акростоль, украшенный своеобразным орнаментом.

Декоративные фигуры крокодилов по обеим сторонам форштевня, вероятно, символизировали название судна. Фальшборт, расположенный по всей длине биремы, в носу и корме имел открытые проходы. В носовой части, на наружной поверхности фальшборта, видны изображения головы Медузы и богини – покровительницы судна. Для военачальника отводилось место под легким тентом-палаткой на корме.

В носовой части располагались характерная для римских боевых судов башня для лучников и пращников и абордажный трап-ворон. На акростоле обычно крепились флагштоки с боевыми символами – трофеи с захваченных судов. Этот тип биремы – чисто гребное судно, приводимое в движение 44-я веслами.

Римская бирема (поставлены артемон и основной парус, второй ряд весел убран)

Прикрепления: 4692765.jpg (35.8 Kb) · 0253890.jpg (27.5 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:45 | Сообщение # 28
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Римская трирема (II в. до н.э.). Общий вид

Основной тип боевого корабля Средиземноморья. Одни исследователи приписывают изобретение триеры финикийцам, другие называют коринфянина Аменокка (Аминокла). В частности, у Фукидида находим: "Эллины начали строить корабли и обратились к мореходству. По преданию, коринфяне первыми приступили к строительству кораблей способом, уже весьма похожим на современный, и в Коринфе были построены первые в Элладе триеры. Коринфский кораблестроитель Аминокл, который прибыл к самосцам приблизительно лет за триста до окончания этой войны [имеется в виду Пелопонесская, 431-404 гг. до н.э. – А.З.], построил и им четыре корабля. Древнейшая морская битва, как нам известно, произошла у коринфян с керкирянами (а от этой битвы до того же времени прошло около двухсот шестидесяти лет)..."

Главным оружием триремы был таран — продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 т, длина — 45 м.

Одни исследователи утверждают, что весла на триремах были различной длины, другие – равной (эта точка зрения изложена в статье о Греческом флоте). Самые сильные гребцы — траниты — размещались на верхней палубе. Это была высоко оплачиваемая и привилегированная группа. Гребцов среднего ряда называли зигитами, нижнего — таламитами. Командовал кораблем триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов — гортатор (у греков – келейст). Один из вероятных вариантов расположения весел и гребцов на триреме приведен на иллюстрации справа.

Скорость хода триремы на веслах составляла 7-8 узлов, а по некоторым оценкам достигала 11,5 узлов, то есть почти до 20 км/ч. Однако все три ряда весел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении нижний ряд весел втягивали внутрь, а весельные порты задраивали кожаными пластырями (греч. аскома). Парусное вооружение триеры состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Мачты делались съемными и убирались на время боя. В ходе сражения триремы стремились развить максимальный ход, ударить тараном в борт врага, сломать ему весла, тем самым лишив его хода, а затем взять корабль противника на абордаж. Впрочем, последнее относится именно к римским триремам, а не к греческим триерам.

Прикрепления: 6870773.jpg (44.5 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:47 | Сообщение # 29
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Римская квинкверема (тж. пентера). Общий вид

Наиболее крупный из массово строившихся боевых кораблей Античности. Боевые корабли с пятью рядами вёсел впервые начали строиться в Риме во время Первой Пунической войны (264-241 гг. до н.э.). Такие корабли именуются у античных авторов пентерами или квинкверемами. В старых переводах римских текстов можно также встретить термины "пятипалубник" и "пятиярусник".

Каждым веслом управлял один гребец, число вёсел в одном ряду доходило до 25. Длина пентеры достигала 45 м, а общее число вёсел – 250. Гребцы верхних ярусов размещались в закрытом кринолине — парадосе, а нижних — друг над другом в корпусе корабля. Согласованная гребля таким большим количеством вёсел достигалась за счет соединения весел одного ряда общим канатом и применения упоров, ограничивающих величину гребка. Один из вероятных вариантов расположения весел и гребцов на большом римском военном корабле (в данном случае – на квадриреме) приведен на иллюстрации справа.

Кормовая часть корабля была окружена навесной галереей с балюстрадой, под которой обычно подвешивалась шлюпка. Квинкверемы имели две мачты с боевыми марсами. Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах.

Необходимость в подобных монстрах была вызвана тем, что в середине III в. до н.э. карфагеняне уже обладали многоярусными тяжёлыми кораблями, чьи борта были надежно защищены от таранных ударов римских бирем целым лесом вёсел. За короткое время римляне ввели в строй 100 пентер и 20 трирем. И это при том, что до этого у римлян не было никакого опыта постройки крупных кораблей. В начале войны римляне пользовались триерами, которые были любезно предоставлены им греческими колониями в Италии (Тарент и др.).

У Полибия находим: "Подтверждением только что сказанного мною о необычайной отваге римлян может служить следующее: когда они в первый раз задумали переправить свои войска в Мессену, у них не было не только парусных кораблей, но длинных судов вообще и даже ни одной лодки; пятидесятивесельные суда и трехпалубные они взяли у тарантян и локров, а также у элейцев и жителей Неаполя и на них смело переправили войска. В это время на римялн в проливе напали карфагеняне; один палубный неприятельский корабль в порыве усердия бросился вперед, очутился на берегу и попал в руки римлян; по образцу его римляне и соорудили весь свой флот..."

Всего за время Первой Пунической войны римлянами было построено свыше 500 квинкверем. Во время той же войны были построены и первые гексеры (в переводе "Всемирной истории" Полибия Ф.Г.Мищенко – "шестипалубники").

Также уместно упомянуть и о принципиально другой версии квинкверемы. Многие историки указывают на несообразности, которые возникают при трактовке квинкверемы как корабля с пятью расположенными друг над другом ярусами весел. В частности, длина и масса весел самого верхнего ряда получаются критически большими, а их эффективность вызывает серьезные сомнения. В качестве альтернативной конструкции квинкверемы выдвигается своеобразная "двух-с-половиной-рема", имеющая шахматное расположение весел (см. ч/б рисунок сверху). При этом предполагается, что на каждом весле квинкверемы находились 2-3 гребца, а не один, как, например, на триремах.

Прикрепления: 2659232.jpg (49.8 Kb) · 0122312.gif (29.7 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:49 | Сообщение # 30
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
ТОРГОВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА
Египетский торговый корабль (3-4 тыс. до н.э.). Общий вид

В гробницах III династии были найдены изображения грузовых судов, приводимых в движение не только веслами, но и парусом. На отдельных изображениях судов комплекса памятников династического периода Египта Негады II (4 тыс. до н.э.) тоже отчетливо виден парус. Узкий прямоугольный парус крепился к двуногой съемной мачте. На кормовом помосте закреплялись шесть длинных рулевых весел. Гребные весла убирались, гребли ими без упора, как на современных каноэ. Корпус набирался из тщательно обработанных акациевых плашек, был непрочен и для более жесткой связи судостроители Древнего Египта протягивали вдоль корпуса канат на стойках. Такой же плетеный канат плотно опоясывал весь корпус корабля.

Суда этого типа имели различное назначение и были в основном речные. Длина 14-20 м, ширина 2-5 м. Имели палубу.



Египетский торговый корабль (вид сверху-сбоку; мачта убрана).

Прикрепления: 0484170.jpg (31.7 Kb) · 6822579.jpg (50.7 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
В бухте Белтропа » Корсары - это жизнь! » Корабли » Виды кораблей до XV века (Узнаём какие корабли плавали и строились, от первых до XV в)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright Stas Beltrop © 2008 - 2024 |