Главная | Мой профиль | Выход

Пятница, 26.04.2024, 09:33
Добро пожаловать в Бухту Белтропа, Гость | Группа "Гости" | RSS
[ Новые сообщения · Жители Бухты · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Stas_Beltrop, Moonsnaiper  
В бухте Белтропа » Корсары - это жизнь! » Корабли » Виды кораблей до XV века (Узнаём какие корабли плавали и строились, от первых до XV в)
Виды кораблей до XV века
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 01:51 | Сообщение # 1
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Пишите если знаете про корабли :где, когда они строились, были в ходу

Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 01:53 | Сообщение # 2
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
БОЕВЫЕ КОРАБЛИ
Североевропейский дромон. Общий вид

Римские триремы и либурны доминировали в Средиземноморье до последних веков Римской империи (IV-V вв. н.э.). По сравнению со временами Республики, в этот период тенденции развития римского флота изменились. Если на протяжении III-I в. до н.э. наблюдался неуклонный рост размеров и мощи боевых кораблей – от бирем к триремам, от трирем к квинкверемам и далее вплоть до эннер и децемрем, то впоследствии и боевые, и торговые суда становятся меньше и легче.

Так, в 323 г. н.э. Константин при помощи 200 либурн разгромил флот императора Восточной Римской империи, состоявший из 350 трирем. Разгром этого грандиозного флота можно признать финалом блестящей карьеры трирем на морских театрах военных действий. С тех пор трехъярусные гребные корабли уже никогда не строились.

Зосима, историк V в. н.э., определяет либурны Константина как триаконторы, наследники греческих тридцативесельных кораблей начала I тысячелетия до н.э. Однако современные исследователи склоняются к тому, что речь скорее шла об аналогах пентеконторов. Таким образом, история морской мощи античных держав Средиземноморья, описав на протяжении тысячелетия полный круг, вновь вернулась к небольшим маневренным одноярусным кораблям. При этом следует заметить, что подобный регресс был связан скорее с экономическими и политическими причинами, нежели с каким-либо особым качественным ростом кораблестроения, который позволил бы сосредоточить на простой галере разрушительную мощь многоярусного боевого корабля. Просто у Империи уже не было достаточных производительных сил и финансов, а равно и военно-политических целей, ради которых следовало бы возрождать величественные флоты эпохи Пунических войн.

Два века спустя после описанного сражения (то есть в VI в.) император Юстиниан положил модифицированный триаконтор в основу военного флота Византийской империи. Этот корабль получил наименование дромон (гонщик, греч.). Несмотря на многообещающее название, дромон едва ли был быстрее аналогичных галер Восточного Средиземноморья. Считается, что вернуться к таким скромным кораблям византийцев заставило стремление к дешевизне и простоте обслуживания своего флота, которому в тот момент не было достойных противников. Византия в VI в. вела преимущественно сухопутные войны со своим опасным восточным соперником – сасанидской Персией.

Первоначально дромон представлял собой открытый, то есть беспалубный (греч. афракта) гребной корабль с одним ярусом весел и съемным парусным вооружением. Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Византия стала сильнее и в военном, и в экономическом отношении, а на юге забрезжила новая угроза – арабы. Последние, быстро заполучив контроль над левантийским побережьем, получили доступ и к обширным флотам тамошних приморских городов, где издревле жили искусные мореходы (достаточно вспомнить финикийцев).

По этой причине византийский флот претерпел ту же эволюцию, что и греческий в VIII-VII вв. до н.э. Поскольку одноярусные беспалубные корабли не гарантировали надежной защиты Эгейского бассейна и Константинополя от морской угрозы, византийцы укрупнили дромон и сделали его двухъярусным, а одноярусные корабли стали называться монерами или галерами (moneres и galea соответственно). Дромоны превратились в беспалубные 100-весельные биремы (по 25 весел на каждом ярусе с каждого борта), обзавелись 1-2 мачтами с "латинскими" косыми парусами и стали линейными кораблями византийского флота. Вместо сплошной палубы дромоны имели три сквозных настильных прохода, поднятых над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии корабля.

В дальнейшем, на протяжении VII-XV вв. дромоны неоднократно модифицировались и изменялись. По византийским источникам можно судить о существовании по меньшей мере трех типов дромонов: усиако, памфилоса и третьего, самого крупного, не имеющего особого названия.

Прикрепления: 2613651.jpg (52.4 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.


Сообщение отредактировал Moonsnaiper - Четверг, 05.11.2009, 01:56
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 01:57 | Сообщение # 3
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Византийский дромон (усиако). Общий вид

Название "усиако" происходит от греческого слова "усия", которое, в частности, означало отряд из 100 человек. Пятьдесят профессиональных гребцов находились на нижнем ярусе и гребли как на переходах, так и во время боя. Вторая полусотня состояла из воинов, занимала верхний гребной ярус и гребла только на переходах. Во время боя они убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы (liburnarii) римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки.

Памфилос был в целом аналогичен усиако, но имел экипаж 120-160 чел. Наконец, третий, наиболее крупный тип дромона брал на борт до 200 человек. Из них 150 являлись гребцами, распределенными следующим образом: 50 на нижнем ярусе по одному человеку на весло, и 100 – на верхнем ярусе, по 2 гребца на каждое весло. Еще 50 были морскими пехотинцами.

Все три модификации дромонов имели в целом аналогичную конструкцию. Боковые настильные проходы и скамьи гребцов были защищены съемными щитами. Весла были выведены наружу непосредственно через отверстия в бортах, без дополнительных коробчатых расширений наподобие античного парадоса. Дромоны оснащались таранами, однако главную ставку византийцы делали на мощные метательные машины и "греческий огонь".

Также в византийском флоте существовали корабли, именовавшиеся "хеландии". Исследователи затрудняются однозначно определить, какой именно тип кораблей обозначался этим термином. Скорее всего, однако, речь идет о просторечном названии наиболее крупных дромонов.

О боевом применении дромонов сохранилось не так уж много достоверных сведений, но некоторые любопытные подробности можно почерпнуть из двух приводимых ниже отрывков.

"Одинадцатого июля четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий. Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами.

Когда росы приблизились и подошли к Фаросу (...), патрикий, расположившийся у входа в Евксинский понт (...), неожиданно напал на них на Иероне, получившем такое название из-за святилища, сооруженного аргонавтами во время похода. Первым вышедший на своем дромоне патрикий рассеял строй кораблей росов, множество их спалил огнем, остальные же обратил в бегство. Вышедшие вслед за ним другие дромоны и триеры довершили разгром, много кораблей потопили вместе с командой, многих убили, а ещё больше взяли живыми." (Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей)

"Королем этого народа был [некто] по имени Игорь [Inger], который, собрав тысячу и даже более того кораблей, явился к Константинополю. Император Роман, услыхав об этом, терзался раздумьями, ибо весь флот его отправлен против сарацин и на защиту островов. После тго как он провел немало бессонных ночей в раздумьях, а Игорь разорял все побережье, Роману сообщили, что у него есть только 15 полуполоманных хеландий, брошенных их владельцами вследствии их ветхости. Узнав об этом, он велел призвать к себе калафатов, т.е. корабельных плотников, и сказал им: "Поспешите и без промедления подготовьте оставшиеся хеландии, а огнеметные машины поставьте не только на носу, но и на корме, а сверх того – даже по бортам".

Когда хеландии по его приказу были таким образом подготовлены, он посадил на них опытнейших мужей и приказал им двинуться против кораблей Игоря. Наконец они прибыли. Завидев их, расположившихся в море, король Игорь повелел своему войску не убивать их, а взять живыми. И тогда милосердный и сострадательный Господь, который пожелал не просто защитить почитающих Его, поклоняющихся и молящихся Ему, но и даровать им победу, [сделал так, что] море стало спокойным и свободным от ветров – иначе грекам было бы неудобно стрелять огнем.

Итак, расположившись посреди русского [флота], они принялись метать вокруг себя огонь. Увидев такое, русские тут же стали бросаться с кораблей в море, предпочитая утонуть в волнах, нежели сгореть в пламени. Иные, обременённые панцирями и шлемами, шли на дно и их больше не видели, некоторые же державшиеся на плаву сгорали даже посреди морских волн. В тот день не уцелел никто, кроме спасшихся бегством на берег. Однако корабли русских, будучи небольшими, отошли на мелководье, чего не смогли сделать греческие хеландии из-за своей глубокой посадки. После этого Игорь в великом смятении ушел восвояси; победоносные же греки, ликуя, вернулись в Константинополь, ведя с собой многих оставшихся в живых [русских пленных], которых Роман повелел всех обезглавить в присутствии моего отчима короля Хьюго." (Лиутпранд, епископ Кремонский)

В Средние Века название "дромон" было перенесено и на другие, отличные от византийского линейного корабля суда, строившиеся в Западной Европе.

Первое упоминание о западноевропейском дромоне (см.рисунок) встречается в жизнеописании короля остготов (540-е гг. н.э.). Более подробное описание корабля дает Лев Философ (IX в.). Длина некоторых судов этого класса достигала 41 м (то есть длины римской квинкверемы). Обшивка дубовая, с традиционным для Севера способом внакрой. Платформы по оконечностям судна закрыты щитами воинов и предназначены для лучников и пращников. Рулевое весло опирается в одной точке, вокруг которой оно может вращаться при помощи рукоятки, расположенной под прямым углом к перу весла.

Значительным шагом вперед является установка второй, наклоненной в сторону форштевня мачты. Ее более узкий парус позволял ходить при боковых ветрах.

Эти типы судов имели множество различных наименований: холк, нейв, неф, буза, килс. Создание подобных судов вплотную приблизило европейское судостроение к постройке самого распространенного типа балтийского судна – ганзейского когга

Прикрепления: 3003754.jpg (33.9 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 01:58 | Сообщение # 4
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Русская боевая ладья (лодья). Общий вид

Восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. (Большинство других походов, к сожалению, доказали высокую эффективность "греческого огня", которым византийские дромоны отваживали буйных славян от Царьграда. См., в частности, К.В.Базилевич. Из истории морских походов в VII-XII вв.)

В "Повести временных лет" сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда волоком из Дона в Волгу и обратно.

Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой назывались набойными, суда с обшивкой вгладь – насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.

Прикрепления: 3253930.jpg (53.0 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 01:59 | Сообщение # 5
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Ганзейский когг. Общий вид

Когги (Cog) – основной тип судов Ганзейского союза. Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность коггов – навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна – 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т.

Рейковый прямой парус площадью 150-200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом. На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагалось помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.

Прикрепления: 6387707.jpg (51.4 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:00 | Сообщение # 6
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Датский военный корабль (XIV в.). Общий вид

Приблизительно на таком корабле, надо полагать, принц Датский должен был прибыть из Эльсинора в Англию. В итоге, как известно, до Англии добрались лишь Гильденстерн и Розенкранц, где им и отрубили головы. Вывод: не следует чрезмерно доверяться датским военным кораблям.

В конструкции корпуса явно просматривается влияние кораблей викингов и ганзейских коггов. Судно имело обшивку внакрой, резко скошенный форштевень, навесной руль. Мачта ставилась посередине и удерживалась вантами. Рей, опускавшийся на палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину рифштертами.

На брусе форштевня крепился треугольный помост с зубцами. Боевая палуба занимала около половины длины судна и поднималась над основным корпусом на стойках. Форштевень и ахтерштевень украшались стилизованными украшениями животных. Корабль был палубным. На люке трюма помещали шлюпку. На мачте выше рея крепили "воронье гнездо" для наблюдателей и лучников, клотик мачты обычно венчало изображение креста. Суда такого типа входили в состав датских военных дружин в XIV веке.

Прикрепления: 2078541.jpg (39.2 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:01 | Сообщение # 7
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Гокштадский корабль (дракар) (IX в.). Общий вид

В 1880 г. возле Сандефьорда (Норвегия) было найдено большое скандинавское судно, относящееся к IX веку (называемое судном из Гокштада (Gokstad)) длиной 24 м, шириной 5,1 м. Парусное вооружение состояло из одного большого рейкового паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Мачта имела высоту ок. 13 м. Длина гребного весла составляла 5,5 м. Корабль имел шестнадцать пар весел. Не вполне ясно поэтому, отчего на рисунке изображены всего лишь десять весельных отверстий. Также вызывает недоумение крест на клотике мачты, изображенный на приведенном рисунке. В IX в. практически все без исключений викинги были последовательными, убежденными язычниками. Остается предположить, что изображенный крест не имеет никакого отношения к христианской символике.

Это красивое и стройное судно с круто приподнятой к обеим оконечностям линией борта построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде и имеет не только эстетические достоинства. Исключительную мореходность этого типа судов практически доказали двенадцать молодых норвежцев в 1898 (1893?) году. Построив точную копию гокштадского корабля, они успешно пересекли Северную Атлантику, показав среднюю скорость хода 9-10 узлов, а максимальную – 11 узлов (!). Это весьма неплохо и для более поздних больших парусных судов, что же касается боевых гребных кораблей, то это почти фантастика!

Прикрепления: 9335120.jpg (44.6 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:05 | Сообщение # 8
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Норманнский шнеккер (кон. 13 в.) . Общий вид

По некоторым данным, термин "шнека" впервые встречается в новгородской летописи 1284 года, в которой речь идет о прорыве шведских кораблей в Ладожское озеро "на лойвах и шнеках". Однако в статье профессора К.В.Базилевича "Из истории морских походов в VII-XII вв." можно прочесть, что в 1142 г. караван из трех новгородских лодей подвергся нападению эскадры из 60 шнек, посланных "шведским королем и епископом" (?). Таким образом, и сам термин "шнека" (шнеккер), и корабли, называемые подобным образом, появились не в XIII в., а по меньшей мере в XII в. С другой стороны, шнеккер, изображенный на рисунке, со всей определенностью является кораблем, который следует датировать кон.XIII-нач.XIV вв., поскольку форкастли и ахтеркастли являются сравнительно поздним элементом североевропейской корабельной архитектуры (ср. норманнские Дракар, Кнорр, у которых форкастли отсутствуют.)

У новгородцев слово "шнека" (производная от норманнского Snekkar – "змея") в широком смысле обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина – 4,2-5,1 м, высота борта – 1,2-1,7 м, осадка – 0,5-1 м. Среднее водоизмещение – от 10 до 20 т. Экипаж – 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу – до 25-30 градусов. Для большей остойчивости на днище укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивки крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.

Многие скандинавские суда несли на носу и на корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня – форкастль, кормовая – ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.

Прикрепления: 5996753.jpg (50.2 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:06 | Сообщение # 9
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
ТОРГОВЫЕ И ДВУХЦЕЛЕВЫЕ СУДА

Средиземноморское судно (кон. IX в. ). Общий вид

Когда в начале X века викинги вторглись в Средиземное море, они с удивлением обнаружили, что местные суда вместо привычных глазу северянина рейковых парусов несли треугольные косые. Норманны назвали их латинскими (как они называли страны Южной Европы). Имя изобретателя косого паруса кануло в лету. Косой парус, видимо, пришел из стран Востока, с которыми страны Средиземноморья вели оживленную торговлю, и оказался очень удобным в условиях плавания судов среди многочисленных островов и архипелагов Средиземноморья. Косой парус позволял лавировать и нелпохо ходить при боковых ветрах, и мореплаватели быстро оценили это.

На рисунке показано каботажное судно конца IX века со скошенным штевнем и единственной мачтой, имеющей наклон в сторону форштевня. Управлялось оно двумя рулевыми веслами.

Прикрепления: 4710771.jpg (38.5 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:09 | Сообщение # 10
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Венецианское грузовое судно (неф, рання модель). Общий вид

Судно не отличалось изяществом архитектрных форм. Крутобокий, довольно неуклюжий корабль в своем первоначальном, "классическом" варианте имел две мачты и латинское парусное вооружение. Громоздкий ахтеркастль был богато отделан резьбой. Судно имело один люк в палубе и вырез в борту для погрузки товаров непосредственно на твиндек – межпалубное пространство.

Рулевое устройство довольно консервативно (два рулевых весла) и мало чем отличается от торговых кораблей Древнего Рима. Навесной руль появился у народов Средиземноморья гораздо позже, чем у северян. Длина подобных судов – их называли нефами, навами или гатами – достигала 30 м, ширина – 8 м, высота мачты – 25 м. При осадке в 6 метров, от ватерлинии до борта оставалось еще 4 метра. Нос и корма, где размещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3-4 метра. Интересно, что именно такой корабль описан Шекспиром в "Венецианском купце". Подобные суда часто фрахтовались крестоносцами для перевозки войск и снаряжения.

Эти корабли проектировались и строились не только Венецией, но и ее главной соперницей – Генуэзской торговой республикой. В XIII-XIV вв. Венеция и Генуя монополизировали всю торговлю Европы со странами Леванта. Вполне естественно, что внушительные размеры грузооборота, а также актуальная проблема удовлетворения потребностей крестоносного воинства в Святой земле, требовали корабля нового типа, с большой прочностью и внушительной грузоподъемностью.

Строились даже трехпалубные нефы, что, конечно же, в те времена должно было восприниматься почти как восьмое чудо света. Такое судно имело 30 метров в длину, 12 метров в ширину и брало на борт 500 тонн груза. Нефы были неповоротливыми, массивными судами. Нередко бывало так, что при смене галса всем пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтоб не дать судну перевернуться. Различались одномачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые корабли этого типа.

Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях (см.рис. вверху страницы). Но со временем, когда размеры кораблей стали возрастать, выяснилось, что латинского паруса для большого судна уже недостаточно. Тогда добавили еще и прямоугольные паруса.

Нефы раннего периода были оснащены румпелем, но когда венецианцы и генуэзцы во время крестовых походов близко познакомились с кораблями Северной Европы (см. напр., Ганзейский когг), то обратили внимание на форму и центральное расположение руля и переняли этот элемент судовой архитектуры для своих кораблей.

Большой венецианский неф (поздняя модель)

Прикрепления: 4076778.jpg (51.8 Kb) · 4249282.gif (21.8 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:10 | Сообщение # 11
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Генуэзское торговое судно (XIV в.). Общий вид

Изображенный на рисунке торговый корабль относится к классу каботажных судов XIV века.

Ахтеркастль и форкастль выполнены в форме открытых платформ, огражденных ярусным, орнаментированным фальшбортом. Через прорези кормовой платформы, выступающей на 0,8 м над основной линией корпуса, проведена пара массивных рулевых весел. На единственном грузовом люке часто крепилась разъездная шлюпка.

Мачта в "вороньим гнездом" (наблюдательный пост на мачте судна в виде бочки) несла латинский косой парус, который позволял лавировать при боковых ветрах, преобладавших в архипелагах Средиземноморья, но был малоэффективен при попутных ветрах. На кормовой надстройке – ахтеркастле – видны решетчатые (для лучшей вентиляции) провизионные короба.

Генуэзские штурманы водили суда такого типа в Черное море, осторожно пробираясь вдоль берега вплоть до Феодосии и Керчи.

Помимо подобных каботажных судов, генуэзцы строили также большие мореходные нефы, в целом аналогичные венецианским.

Прикрепления: 1457301.jpg (48.7 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:12 | Сообщение # 12
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Новгородское судно. Общий вид

После выхода Новгородской земли из состава Киевской Руси (1136) в бассейне озера Ильмень образовалась самостоятельная феодальная республика. Ее столица "Господин Великий Новгород", находясь на стыке торговых путей "из варяг в греки" и Волжского, стал одним из важных пунктов внешней торговли и самобытного судостроения на Руси. Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим путям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои трюмы до 6-6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам - до 200 т грузов). Судостроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд "варили" железо, широко применяли металлические крепления. Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 кв. м, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25-30 человек экипажа и 15-20 воинов.
Прикрепления: 3973651.jpg (57.5 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:12 | Сообщение # 13
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Норманнский кнорр (XIII в.) . Общий вид

Кроме боевых судов, мореходы Скандинавии и Северной Европы применяли грузовые суда – кнорры (Knarr, тж. Hafskip). Это было вызвано необходимостью перевозки большого количества снаряжения и лошадей. Грузоподьемность кнорра оценивают в 30 т, что вполне неплохо. В XIII веке произошло еще одно коренное изменение в конструкции судов – появился кормовой руль. Но много раньше мореходы Севера уже поместили рулевое весло непосредственно за кормой, в диаметральной плоскости. Когда рулевое весло крепилось по правому борту, оно под действием боковых ветров и крена то уходило под воду, то вообще выходило из воды, становясь бесполезным. После размещения по центру, рулевое весло стало исправно выполнять свои функции, постепенно превращаясь в кормовой руль. Некоторые кнорры имели также и гребные весла, но считается, что последние использовались в основном при маневрировании в узкостях и при необходимости совершить небольшой переход при полном безветрии. В целом же кнорр был почти чисто парусным судном.

Корпус кнорра типичен для судов скандинавской постройки: его отличает развал бортов, высоко поднятые штевни с украшениями, в палубе – квадратный вырез люка трюма, прямой рейковый парус, на котором, как на шнеккере (Snekkar), для уменьшения площади парусности стали впервые применяться рифштерты (1). Уменьшенный вариант кнорра назывался карве (Karve).

В XIV в. кнорр был вытеснен более совершенным коггом (Cog)
1. Рифштерт – концы, закрепленные на парусе, с помощью которых при необходимости уменьшается его площадь.

Прикрепления: 9646780.jpg (45.7 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.


Сообщение отредактировал Moonsnaiper - Четверг, 05.11.2009, 02:13
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:14 | Сообщение # 14
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Французское торговое судно (неф, хулк). Общий вид

Суда этого типа называли нефы (Nef, Nave), бузы (Buza), килсы (Ceeles), хулки (Hulk). Отличительным внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно использовать боковые ветры. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна.

На судах появились бушприт, ванты с выбленками (1), якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому. Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 т. Галс-клампы (2), облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота (3) не имевшие талей (4). Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены были далеко в корму.

На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.

1. Выбленка – веревочное переплетение между вантами, веревочная лестница.

2. Галс-кламп – отверстие в фальшборте парусного судна.

3. Шкот – конец для управления парусом.

4. Тали – устройство для удобства подъема парусов (тяжестей).

Прикрепления: 6186465.jpg (47.8 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
MoonsnaiperДата: Четверг, 05.11.2009, 02:14 | Сообщение # 15
Канонир
Группа: Офицерский состав
Сообщений: 267
Награды: 16 +
Репутация: 4 ±
Замечания: ±
Статус: Где-то в море
Торговое судно Северной Европы. Общий вид

Реконструкция этого корабля выполнена по изображению на старинной печати английского города Бостона (1375). Для него характерно удивительно развитое парусное вооружение, появление которого обычно относили к более поздним временам. Фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань (1) – косой латинский, что позволяло судну лавировать при боковых ветрах. Особенно ново и необычно применение марселей (2), ставившихся в слабый ветер на стеньге (3), выше марсовой площадки. Шкоты марселей проводились на марсовую площадку через блоки, закреплявшиеся на ноках (4) основных рей, чем объясняется их трапециевидная форма.

Корпус бостонского корабля характерен для всех судов того периода. Полные образования с некоторым завалом в районе палубы не позволяли ходить круто к ветру. Обшивка выполнена вгладь. Оконечности судна украшены развитыми надстройками – каслями. Новинкой является наличие якорного клюза и шпиля (5) под форкаслем. На главном парусе обычно был изображен герб города-владельца, а на фальшбортах каслей – стилизованный орнамент.

1. Бизань – третья мачта, считая от носа.

2. Марсель – прямой парус, ставившийся на марсарее.

3. Стеньга – часть судового рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты.

4. Нок – конечная часть рея.

5. Шпиль – устройство для подъема якоря.

Прикрепления: 5463186.jpg (49.9 Kb)


Кавалер Белого креста первой степени, но тем не менее скромный, простой человек как вы.
[ (RU) ]
В бухте Белтропа » Корсары - это жизнь! » Корабли » Виды кораблей до XV века (Узнаём какие корабли плавали и строились, от первых до XV в)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright Stas Beltrop © 2008 - 2024 |